Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

натуралистическое направление

Лингвистика

Натуралисти́ческое направле́ние

в языкознании - направление,

возникшее в рамках сравнительно-исторического языкознания 1‑й

половины 19 в. и распространявшее принципы и методы естественных наук на изучение языка и речевой

деятельности.

Представители этого направления рассматривали язык как естественное

(природное) явление, исходя из того, что он существует материально - в

звуках, знаках, используемых для передачи языка

и воспринимаемых органами слуха или зрения, существует реально - его

развитие не зависит от воли говорящего и происходит эволюционно, как

рост кристалла, растения или животного. Соответственно языкознание

относилось к естественным наукам и противопоставлялось филологии, которая, изучая памятники культуры,

сознательно созданные людьми, занимается исследованием текста. На основе

лексического, синтаксического и стилистического анализа филолог определяет

практическую и эстетическую ценность памятников письменности; языковед

изучает фонетическое и морфологическое строение языка и законы его развития; методы исследования

языковеда - наблюдение, сравнение, систематика и праязыковое моделирование (см. Праязык).

Основателем направления был А. Шлейхер, изложивший свои взгляды на

язык в работах «Языки Европы в систематическом освещении» (1850),

«О морфологии языка» (1859), «Теория Дарвина и наука о языке» (1863,

рус. пер. 1864), «Значение языка для естественной истории человека»

(1865, рус. пер. 1868) и других. Идеи Н. н. развивали также М. К. Рапп

(«Физиология языка», 1836-41; «Сравнительная грамматика как

естествоведческая наука», ч. 1-3, 1852-59), М. Мюллер, который трактовал

положения Н. н. в наиболее упрощённой форме, утверждая, в частности, что

мозг выделяет мысль, подобно тому как печень выделяет жёлчь,

А. А. Овелак («Лингвистика», 1876, рус. пер. 1881).

Формулируя общие законы развития языка как естественного организма,

Шлейхер опирался на объективно-идеалистическую философию истории

Г. В. Ф. Гегеля, а также на эволюционную теорию Ч. Р. Дарвина, однако

Шлейхер, как и другие представители Н. н., подчёркивал, что язык -

исключительное свойство, привилегия человека, т. к. у животных нет

языка, а есть лишь «ужимки». Изменения языка различны в трёх эпохах его

существования - «первоначальном создании, развитии, жизни».

Поскольку материальной основой языка являются мозг, органы речи и чувств, постольку, по мнению

Шлейхера, создание языка есть очеловечивание природы, т. е. формирование

материального субстрата мышления и механизма говорения. Выработке

рефлексов речевой деятельности способствуют звукоподражания и непроизвольные выкрики, однако

это ещё не язык, действительное назначение которого - быть органом

(аппаратом) мысли, мышлением в звуковой материи. Воплощение идеи в звук

и есть развитие языка как собственно человеческого свойства; в

доисторическую эпоху дух нашёл своё воплощение в членораздельных звуках

и образовал множество праязыковых форм. Язык как форма (организм)

возникает только тогда, когда понятия и представления, материализуясь в

звуках (корнях), становятся значениями, а их

отношения выражаются суффиксами или флексиями.

Так возникают корневые, агглютинативные и флективные классы языковых организмов. «Если в

первом классе, - писал Шлейхер в 1850, - мы встречали

недифференцированное тождество значения и отношения, чистое бытие

значения в себе, если во втором классе дифференцируются звуки,

обозначающие значение и отношение, отношение выступает в обособленном

звуковом бытии для себя, то в третьем классе это различие включается в

единство, но в единство, бесконечно более высокое, потому что выросло из

различия, имеет его своей предпосылкой и включает его в себя как снятый

момент». Таким образом, три различных класса праформ рассматривались не

только с точки зрения морфологической классификации, но и с точки зрения

их развития и совершенности. Утверждалось, что в историческую эпоху

происходил распад праформ под воздействием фонетических процессов и аналогии; историческая эпоха породила

дифференциацию языковых областей, привела к образованию родственных

языков и диалектов. Деление праязыков на

семейства, ветви и подвиды Шлейхер представлял в виде родословного

древа (на примере индоевропейских языков).

Значение научных идей и трудов Шлейхера велико: он способствовал

выработке в историческом языкознании принципа системности и метода реконструкции праязыка; морфологическая и генеалогическая классификации прочно вошли в

общую теорию языка; рассмотрение создания языка как очеловечивания

природы стало компонентом учения о происхождении

языка и мышления. Однако такие положения теории Н. н., как объяснение

причин эволюции языка только биологическими факторами,

характеристика индоевропейских языков как самых совершенных, отрыв

развития и истории языка от функционирования и истории общества,

подверглись критике уже с момента их выдвижения.

Наряду с исследованием общих законов развития языка, представители

Н. н. изучали речевую деятельность как физиологическую и

психофизиологическую [артикуляционная

(физиологическая) фонетика, психофизиология речевого акта и речевого поведения]. Достижения

физиологических школ Н. н. использовались младограмматиками (см.

Младограмматизм) и дескриптивистами

(см. Дескриптивная лингвистика), в

психолингвистике, нейролингвистике, в методике обучения иностранным

языкам. Признавая важность подобного описания автоматизма речевых

навыков, советские языковеды и психологи подчёркивают при этом

общественную природу речевой деятельности,

ведущую роль сознания в деятельности человека.

Дельбрюк Б., Введение в изучение языка, в кн.: Булич

С. К.. Очерк истории языкознания в России, т. 1, СПБ, 1904;

Потебня А. А., Мысль и язык, 3 изд., Харьков, 1913,

с. 7-21;

Чикобава А. С., Проблемы языка как предмета языкознания,

М., 1959, с. 33-60, 139-51;

Десницкая А. В., О лингвистической теории Августа Шлейхера,

«Вопросы языкознания», 1971, № 6;

Кодухов В. И., Общее языкознание, М., 1974;

Березин Ф. М., История лингвистических учений, М.,

1975;

Амирова Т. А., Натуралистическое направление. А. Шлейхер, в

кн.: Амирова Т. А., Ольховиков Б. А.,

Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М., 1975

(лит.);

Lefmann S., August Schleicher, Lpz., 1870;

Beneš B., Wilhelm von Humboldt, Jacob Grimm,

August Schleicher, Winterthur, 1958;

Sebeok Th., Portraits of linguists, v. 1,

Bloomington - L., [1966];

Dietze J., August Schleicher als Slawist. Sein

Leben und sein Werk in der Sicht der Indogermanistik, B., 1966.

В. И. Кодухов.

Полезные сервисы